Копнем ещё глубже. Может быть, будет немного сложно, но интересно. Я сделаю такое заявление: мы не можем желать, чего захотим.
Мы можем выбрать желания только из того, что у нас есть в багаже, а то, чего у нас там нет, мы не можем пожелать. Например, имеет ли каждый из вас равную возможность стать президентом Америки? Очевидно, что нет. Вы можете сказать: «А я и не хочу». Но попробуйте захотеть, и вы увидите, что не каждый сможет это захотеть. Даже просто захотеть. О какой же тогда полной свободе в выборе можно говорить? Что бы нам не взять и захотеть это сделать? А не можем. И чтобы мы могли понять, насколько мы свободны в выборе, я расскажу, как желания живут в нашем сознании, как они там возникают.
Давайте исследуем, в чем разница между памятью компьютера и памятью человека. Многие знают, что на компьютере всё записывается с помощью двух сигналов – 0 и 1. Все картинки, все программы. И когда вы захотите что-то стереть из компьютера, как он будет себя вести? Никак. Он предупредит, конечно: «Вы уверены?» «Да». И он, не возмущаясь, просто стирает это. Он не будет кричать: «Это мой любимый слайд, что вы себе позволяете, я буду жаловаться!» Компьютер так себя не ведет, так как он мёртвый. Но у живых всё записывается по-другому. Этим мы отличаемся от компьютера. Хотя наш мозг подобен компьютеру, но мы – не мозг, мы – те, кто пользуется мозгом, мы живые. Если вы скажете своей матери, что ваши ползунки уже пора выкинуть, она может даже заплакать, скажет: «Нет, может, ещё пригодятся». Почему? Потому что все воспоминания, весь опыт в нашем сознании записаны не на 0 и 1, а на «нравится» и «не нравится». Есть большие «нравится», есть маленькие. У нас в сознании нет беспристрастной информации.
Давайте проведем эксперимент. Возьмем слово «школа». Это слово, знакомое каждому, вам нужно не думать, а просто понаблюдать, какие в вашем сознании всплывут ассоциации. И у всех они будут разные. У каждого есть какие-то воспоминания, и они не безличные. Вся наша память основана на этих двух вещах: нравится и не нравится. Кто-то думает: «Школа – ни в коем случае, не в этой жизни, никогда». А кто-то, наоборот: «Школа – очень хочу ещё раз, вернуться бы». Разные ассоциации.
Конечно, вы заметили, что воспоминания о школе неоднородны. Было и хорошее, и плохое. Таким же образом один поступок дает гамму ощущений, а не одно. Например, вы приехали на фестиваль «Благость». Это хорошо, плюс. Но оказывается, что нет горячей воды. Это минус. В очереди приходится стоять за едой. Минус. Зато вечером спектакль хороший. Дети бегают, не надо беспокоиться. Это плюсы. И когда вспоминаете про «Благость», то возникает весь конгломерат плюсов и минусов, нравится и не нравится – и это и будет ваша личная, уникальная информация о фестивале, и этот конгломерат будет влиять на наш последующий выбор.
Таким образом, внешние факторы влияют на то, какие желания становятся у нас сильными, а какие не растут.
Олег Сунцов